Главная

Веломобили

Велосипеды

Электровелосипед

НЕОБЫЧНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ СКОРОСТЕЙ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Как сделать переключатель скоростей для велосипеда. Несколько лет назад в одном из журналов я (автор А. Гаврилов) прочитал статью о велосипеде с обратным вращением педалей. Как утверждали знатоки, такое их вращение является более естественным и эффективным... И меня эта идея не оставила равнодушным — на ее основе я сделал и запатентовал даже несколько изобретений.

Но все они были сложны для практической реализации в домашних условиях, да и сам способ обратного вращения со временем потерял свою остроту. Но не так давно как-то само собой у меня возникло простое и надежное техническое решение этой идеи, не требующее существенной переделки велосипеда. Но даже не это главное. Проработка конструкции показала, что она позволит сделать дорожный велосипед многоскоростным, легко осуществляя переключение скоростей.

А это уже кое-что значило. Для изготовления конструкции с дорожного велосипеда снимают цепь и наращивают до 150 звеньев. К большой ведущей звездочке приваривают с внутренней стороны две дополнительные с числом зубьев 40 и 32 от старых детских велосипедов. С этими звездочками сверху последовательно вводят в сцепление цепь, перебросив ее предварительно через ведомую звездочку заднего колеса (штатную желательно заменить на меньшую, с числом зубьев 14) и дополнительную большую (такую же, как и штатная ведущая), напрессованную на шарикоподшипник 80203.

Подшипник монтируют на жестком пальце двуплечего рычага с рукояткой на верхнем конце. Плечи рычага выполнены из двух стальных полос сечением 30x4 мм, сваренных между собой. Рычаг можно поворачивать вокруг болта-оси, закрепленного в отверстии правого пера задней вилки. Верхний конец рычага фиксируется одним из трех отверстий на штыре, жестко смонтированном в верхней трубе рамы.

Для переключения передач велосипедист берет рычаг за рукоятку, слегка отводит его вправо и поднимает вверх, чтобы цепь вышла из зацепления с одной из ведущих звездочек. Далее небольшим перемещением рычага влево (или вправо) располагает цепь над нужной (одной из трех) ведущей звездочкой и опускает рычаг вниз.

При этом цепь сверху входит в сопряжение с несколькими зубьями нужной звездочки, количество которых достаточно для передачи крутящего момента. В завершение операции переключения скорости велосипедист движением рукоятки влево опять фиксирует рычаг на штыре, обеспечив тем самым необходимое натяжение цепи и надежную работу привода. Просверлить отверстия в рычаге лучше по месту, в трех разных положениях приводной цепи (при зацеплении ее с каждой ведущей звездочкой).

Выбрав в соответствии с дорожными условиями передачу и вращая педали назад, велосипедист двигается, конечно, вперед. А вот тормозить при надобности придется, нажимая на переднюю педаль. Как видно из вышеизложенного, реализация весьма непривычного на первый взгляд способа обратного вращения педального привода позволяет достаточно легко решить актуальную и непростую задачу переключения скоростей на блоке ведущих звездочек в дорожном велосипеде с сохранением заднего ножного тормоза.

(Автор: В.ГАВРИЛОВ, п. Иноземцев о, Ставропольский край

Многоскоростной велосипед с обратным вращением педалей: 1 — рама велосипеда; 2 — верхнее плечо двуплечего рычага (сталь, полоса s4x30); 3 — промежуточная звездочка (z = 48 от дорожного велосипеда); 4 — шарикоподшипник 80203; 5 — палец (сталь, круг диаметром 17); 6 — большая ведущая звездочка (штатная, z = 48); 7 — нижнее плечо двуплечего рычага (сталь, полоса 30x40); 8— болт-ось (болт М8); 9 — ведомая звездочка (штатная или z = 14); 10 — задняя вилка велосипеда; 11 — цепь (t= 12,7, n звеньев = 150); 12 — штырь (сталь, круг диаметр 10); 13 — рукоятка рычага (резина); 14 — педальный шатун; 15 — кареточный узел; 16— средняя ведущая звездочка (z = 40, от детского велосипеда); 17—малая ведущая звездочка (z = 32 от детского велосипеда)

Самодельные велосипеды, веломобиль своими руками