Главная

Веломобили

Велосипеды

Электровелосипед

КАК УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ВЕЛОСИПЕД

ПЕДАЛИ ПЛЮС РЫЧАГ

Говорят, что изобретать велосипед — занятие неблагодарное. И все же... И все же... Эта конструктивно отшлифованная на протяжении многих десятилетий машина не перестает будоражить умы изобретателей. Вспомним, что «велосипед» с греческого переводится как «быстрые ноги». Но почему только ноги? Ведь есть еще руки. Нельзя ли и их силу использовать для получения дополнительной тяги? Одновременно это и тренировка для них. Сделанная мной легкосъемная простая и надежная ручная насадка успешно зарекомендовала себя на практике и может крепиться к любому велосипеду с треугольной рамой. Она действует на принципе преобразования возвратно-колебательных движений ручного рычага во вращение ножного шатуна педального привода. При этом одна рука (левая или правая) держит руль, а вторая работает. Насадка состоит из двуплечего рычага, согнутого из полудюймовой водопроводной трубы, на конец которого плотно надета стандартная велорукоятка. К рычагу в месте изгиба приварено кольцо-подшипник, сквозь которое продета ось диаметром 8 мм со стопорной шайбой на конце. Упорная полукруглая скоба сделана из листовой стали толщиной 3...5 мм по диаметру трубы рамы велосипеда и приварена к оси. Она несет основную динамическую нагрузку при работе. На резьбовой конец оси плотно навинчена гайка М8. Для установки насадки необходимо всего лишь просверлить в верхней трубе рамы отверстие 0 8 мм, которое практически не уменьшает прочности рамы. Ко второму, расплющенному молотком концу рычага шарнирно крепится жесткая тяга. Ее можно изготовить, согнув в виде буквы П стальную полосу толщиной 1...2 мм. На нижнем конце тяги заклепками или сваркой крепится серповидный захват из стали (толщиной 3 мм) с С-образным пазом, в который введена шейка оси педали велосипеда. Там же закреплен конец нежесткой (например, от эспандера) пружины, связанной с сиденьем. Как видно из рисунка, насадка расположена между ногами велосипедиста и не мешает ему крутить педали. Она позволяет поочередно подключать к работе и руки. Когда левая держит руль, правая работает как от себя, так и к себе, разворачивая через тягу шатун ножного привода. Захват можно легко отключать от трансмиссии, выводя его через прорезь в пазу. Пружина автоматически выведет насадку в компактное нерабочее положение. Такую насадку я использую уже давно — в основном при езде с грузом на дорожном велосипеде по гористой местности на невысоких скоростях.

Р и с. 1. Ручной привод для велосипеда: 1 — двуплечий рычаг (стальная труба 1/2"), 2 — рукоятка (от велоруля), 3 — кольцо-подшипник, 4 — ось, 5 — стопорная шайба, 6 — упорная скоба, 7 — гайка М8, 8 — тяга (из стальной полосы толщиной 1...2 мм), 9 — захват (стальная полоса толщиной 3 мм), 10 — возвратная пружина (от эспандера).

ЩИТОК И ЛАТЫ

Наверняка каждый велосипедист в ветреную холодную погоду испытывает тайную зависть к водителям автомобилей, которым не страшны ни ветер, ни холод и которых надежно укрывает от непогоды кабина. А нельзя ли оборудовать велосипед хотя бы ветровым щитком — таким, как, например, на мотоциклах? Оказывается, можно и не слишком сложно. Вот уже в течение двух осенне-зимних сезонов я ставлю на свой велосипед легкосъемный простой передний щиток, состоящий всего из двух деталей: фартука из алюминиевого листа толщиной 1...2 мм и длиной 1500 мм и прямоугольного окна из органического стекла. Такая технологичная конструкция получилась благодаря оригинальному рулю, который устанавливается в последнее время на гоночные велосипеды. Но в принципе она годится и для дорожных велосипедов любых марок. Щиток защищает от холодного потока, позволяет резко снизить статическую нагрузку на позвоночник, облегчает педалирование, уменьшает сопротивление воздуха. Если вы приварите к обычному рулю две изогнутых полудюймовых трубы, снабдите их рукоятками и установите на них подлокотники, согнутые из тонкого алюминиевого листа с поролоновыми прокладками, то комфортабельность езды существенно возрастет. Прикрепить обтекатель к такому рулю очень просто. Достаточно взять два отрезка проволоки с петлями на концах и продеть сквозь них винты крепления подлокотников, а затем скрутить выступающие части проволоки снаружи на щитке, предварительно пропустив их через резиновые прокладки, и крепление готово. В фартуке следует прорубить зубилом еще отверстие 0 33 мм под ось вилки. Нижний конец фартука притянут к переднему крылу проволочной стяжкой. Такой же стяжкой можно закрепить и стекло. Как мне кажется, вы по достоинству оцените этот щиток при езде в холодную погоду.

Р и с. 2. Ветровой щиток для велосипеда: 1 — фартук (дюралюминиевый лист толщиной 1...2 мм), 2 — остекление (органическое стекло толщиной 3 мм), 3 — руль, 4 — трубчатые кронштейны, 5 — рукоятка, 6 — подлокотник, 7 — прокладка (поролон), 8 — проволочное крепление фартука, 9 — петля, 10 — винты крепления подлокотников, 11 — резиновая прокладка, 12 — вырез под рулевую колонку, 13 — вилка переднего колеса, 14 — передний грязевой щиток, 15 — проволочная стяжка, 16 — стяжка крепления стекла.

ТРИ СКОРОСТИ — ДОРОЖНОМУ

Кто из энтузиастов велопутешествий не испытывал мышечного удовлетворения от езды на многоскоростных легкодорожных велосипедах? Одно движение рукоятки — и вы легко въезжаете на гору или резво мчитесь по ровному шоссе. К сожалению, такие велосипеды все реже и реже можно видеть в продаже. Однако превратить любой дорожный велосипед в трехскоростной, сохранив возможность торможения педалями, не так уж и сложно. На рисунках показано устройство самодельного переключателя передач. Он состоит из многоступенчатой звездочки, рычага переключения и пружинного компенсатора цепи. Звездочка в 15 зубьев берется от велосипеда «Салют» (они иной раз бывают в продаже); звездочка в 19 зубьев — от обычного дорожного велосипеда; звездочка в 26 зубьев — от старого детского велосипеда. В двух последних звездочках внутренний диаметр протачивается до диаметра 42 мм, чтобы обеспечить доступ к стопорному кольцу. Между звездочками прокладываются кольца, согнутые из проволоки диаметром 5 мм, после чего прихватываются сваркой кольца и звездочки — и блок готов. Между рамой и осью заднего колеса прокладывается втулка, и ось затягивается специальной гайкой со стержнем, на котором упруго установлен рычаг переключения из стальной проволоки диаметром 4 мм с рукояткой и спиральным концом в виде паза, в который введена цепь. Разворачивая рычаг, можно смещать нижнюю часть цепи с одной звездочки на другую, медленно вращая при этом шатуны, как в легкодорожном велосипеде. Точная регулировка и подгонка формы рычага производится по месту. На большой звездочке свободно установлен пружинный компенсатор, охватывающий и поджимающий ветви цепи. Он состоит из двух роликов, свободно зафиксированных на бронзовых стержнях штифтами. Концы стержней стянуты двумя пружинами, которые сохраняют натяжение цепи как при педалировании, так и при торможении.

Р и с. 3. Механизм изменения передаточного отношения для дорожного велосипеда: 1 — дистанционное кольцо, 2 — рычаг переключении, передач. 3 — пружинный компенсатор, 4 — звездочка (z=15), 5 — звездочка (z= 19), 6 — звездочка (z=26), 7 — стопорное кольцо, 8 — дистанционное кольцо, 9 — рама, 10 — ось заднего колеса, 11 — втулка, 12 — специальная гайка, 13 — стержень специальной гайки, 14 — рукоятка. 15 — спиральный паз, 16 — нижняя часть цепи, 17 — ведущая звездочка велосипеда, 18 — ролик, 19 — стержень-ось, 20 — штифт, 21 — пружина.

(Автор: В. ГАВРИЛОВ, пос. Иноземцев о. Ставропольский край)

Самодельные велосипеды, веломобиль своими руками