Главная

Веломобили

Велосипеды

Электровелосипед

САМОДЕЛЬНЫЙ СКЛАДНОЙ ВЗРОСЛЫЙ ВЕЛОСИПЕД

Обычно у складного велосипеда два разъема в вертикальной плоскости: один на горизонтальной трубе рамы, другой — на наклонной. Вариантов шарниров для таких разъемов множество. Моей задачей была разработка наиболее простого. Я остановился на конструкции петлевого типа с запором в виде обычного болта с гайкой, который в случае потери или износа резьбы всегда можно заменить.

Устройство и работу шарниров легче понять из приведенных рисунков. Конечно, в домашних условиях даже такие простые узлы не изготовить, поэтому я заказал их в мастерской, где имелись токарный и фрезерный станки. Материалом для деталей послужила обычная конструкционная сталь 35.

Пока выполнялся мой заказ, я переделывал раму. Понятно, что складывать велосипед лучше пополам. Однако если разрезать раму по линии, равноудаленной от осей вращения колес, то оси упрутся друг в друга и в сложенном виде велосипед не будет компактным. Поэтому линию разреза я сместил на 50 мм в сторону руля, чтобы нижний шарнир находился подальше от ведущей звездочки и она не мешала раме свободно складываться.

Конструкция шарниров предусматривает складывание велосипеда слева направо (по часовой стрелке). В этом случае пачкающая цепь скрывается между колесами. Шарниры к раме я припаивал латунью при помощи газовой горелки. В качестве флюса использовал буру. Тем, кто захочет упростить эту процедуру, можно вместо пайки применить болты М6 с гайками.

А для этого просверлить во втулках шарниров отверстия совместно с трубами рамы, предварительно проверив правильность установки шарниров. Только во время эксплуатации придется иногда проверять и подтягивать гайки. Но если расклепать выступающие концы болтов, то подтягивать ничего не придется.

Складывается мой велосипед просто: я отворачиваю на шарнирах две гайки, движением руля отвожу переднее колесо по часовой стрелке до тех пор, пока рама не сложится пополам. Ослабив крепежную гайку, разворачиваю руль на 90 градусов. В этом положении и фиксирую части велосипеда ремешком, чтобы они не разъезжались.

А гайки шарниров возвращаю на место, чтобы не потерялись. Теперь у меня с дорожником нет никаких проблем. Сложил его пополам, поместил в чехол из плотной ткани (размером не более 1x1 м), затянул тесьму на горловине — и входи себе в электричку или спускайся в метро. Удобно!

(Автор: Н.ШЕРШАКОВ)

Разметка рамы взрослого складного велосипеда

Разметка рамы взрослого складного велосипеда: 1 —линия разреза; 2 — шарнир верхний; 3 — шарнир нижний.

Верхний шарнир: 1 — ось шарнира; 2 — щека передняя; 3 — щека задняя; 4 — втулка разрезная; 5 — болт, гайка М8.

Нижний шарнир: 1 — ось шарнира; 2 — щека передняя; 3 — щека задняя; 4 — втулка разрезная; 5 — болт, гайка М8.

Самодельные велосипеды, веломобиль своими руками