Главная

Веломобили

Велосипеды

Электровелосипед

КАК ДОРАБОТАТЬ ВЕЛОГЕНЕРАТОР

Как доработать велогенератор. Купив плейер, задумал приспособить для его питания во время своих частых велопутешествий бортовой электрогенератор. В качестве адаптера решил использовать самодельный полупроводниковый выпрямитель. Осуществление задумки начал, выбрав принципиальную электрическую схему однополупериодного вентиля на диоде со сглаживающим конденсатором.

Вскоре убедился: штатный велогенератор мощностью 3—5,4 Вт и выходным напряжением 6—7 В и модифицированная бортовая электросеть с использованием в выпрямителе практически любого диода средней мощности и конденсатора емкостью 500—2200 мкФ вполне справляются с новой для них задачей. В итоге плейер стал получать 3-вольтное электропитание при движении велосипеда со скоростью более 10 км/ч с включенной фарой и не менее 8 км/ч — с обесточенной.

Более сложная конструкция, позволившая существенно улучшить прежние эксплуатационные характеристики, тоже была выполнена по классической схеме, но с «лишним» диодом VD5. Его предназначение — при езде на повышенной скорости предотвратить замыкание цепи через электролитический конденсатор, свойства которого с возрастанием частоты пульсаций выпрямляемого тока могут существенно измениться.

К велогенератору такой адаптер подключается при помощи штепсельного разъема (например, от старого радиоприемника). К плейеру — через его отсек питания благодаря самодельным наконечникам — заменителям комплекта гальванических элементов. Интенсивная годичная эксплуатация модифицированной бортовой электросети с двухполупериодным адаптером показала: подключенный к ней плейер отлично работает, начиная уже со скорости движения велосипеда 5 км/ч (фара обесточена). Однако при включении электроосвещения скорость должна быть не менее 8—10 км/ч.

Выяснилось, что эффективность действия бортовой сети несколько снижается в осенне-весеннюю распутицу, а также во время дождя. Причина — проскальзывание в месте контакта шины со шкивом ротора генератора. Только на популярности предлагаемого технического решения это вряд ли скажется. Ведь с появлением хляби на дорогах даже заядлые велосипедисты, как правило, никуда не выезжают.

(Автор: Р.ДЕНИСОВ, г. Волоколамск, Московская обл.)

Принципиальные электрические схемы однополупериодного (а) и двухполупериодного (б) самодельных выпрямителей для пита¬ния плейера от велогенатора (изменения, вносимые в штатную схему бортовой сети, выделены утолщенными линиями).

Наконечники—заменители комплекта гальванических элементов: 1 — основа деревянная; 2 — провод монтажный многожильный в виниловой изоляции; 3 — катод (корпус-электрод «пальчико¬вого» гальванического элемента); 4 — анод (гвоздь 3x20 мм, же¬лательно латунный).

Самодельные велосипеды, веломобиль своими руками