Главная

Веломобили

Велосипеды

Электровелосипед

РЕМОНТ КАРЕТОК ВЕЛОСИПЕДА

Каретка дорожного, да и любого другого велосипеда, пожалуй, самый нагруженный его механизм. Поэтому в каретках с наружными конусными подшипниками в моменты значительных перегрузок нередко разрушаются сепараторы подшипников, при этом зачастую повреждаются и шариковые дорожки на конусах кареточного вала.

Интенсивный износ дорожек происходит и при эксплуатации велосипеда на грунтовых дорогах из-за попадания пыли в кареточный узел. Самый простой способ восстановления работоспособности механизма — заменить поврежденные детали или узел в сборе. Это, как правило, и делают в ремонтных мастерских. Но такой выход вряд ли приемлем для рачительного самодельщика, который постарается вернуть к жизни штатные детали.

Кареточный вал он проточит до диаметра 15 мм почти на всю длину, оставив лишь с одного края место для установки шатуна с ведущей звездочкой. Этот размер соответствует диаметру внутреннего отверстия подшипников серии 202. На вал до упора в буртик насадит подшипник типа 60202 защитной шайбой наружу (можно использовать и подшипники типа 80202 с защитными шайбами на обеих сторонах).

Вал вставит в корпус каретки и туда же запрессует подшипник заподлицо с торцами, при необходимости немного расточив резьбовую часть внутри трубы корпуса до наружного диаметра внешнего кольца. Затем с другой стороны насадит на вал и запрессует в корпус второй подшипник защитной шайбой наружу.

Далее выточит переходную втулку для установки шатуна, прорезав в ней паз под крепежный клин и напрессует ее на выступающий конец вала. Отремонтированный таким образом кареточный механизм нередко работает до «списания» велосипеда, но слишком много приходится протачивать, срезая весь цементированный слой вала, и лыска паза под клин остается очень маленькой. Шатун с этой стороны от больших нагрузок может расшататься, и тогда придется думать, как ремонтировать и это место.

Но самое нежелательное при этом способе ремонта то, что почти наверняка будет испорчена специальная резьба СПМ 35x1 (с одной стороны — правая, а с другой — левая) внутри кареточного корпуса, и узел станет неремонтопригодным. Поэтому я поступил, немного иначе, хотя без токарных работ тоже не обошлось.

Проточил на поврежденных дорожках конусов кареточного вала неглубокие канавки радиусом 4 мм под шарики диаметром 8 мм (точнее, 7,94 мм) таким образом, что диаметр шейки вала под канавками составил 14 мм. Шарики взял от двух старых подшипников 204. Места проточек прошлифовал, хотя этого можно было и не делать — шарики сами способны выровнять и даже упрочить дорожки. Узел собирал в такой последовательности.

Сначала, густо обмазав солидолом место проточки на одной стороне вала, утопил в смазку один к одному шарики и надел чашку на вал и шарики. Вал вставил в корпус каретки и ввинтил туда чашку до упора. То же сделал и на другом конце вала (с противоположной стороны каретки), ввинчивая вторую чашку до тех пор, пока вал в корпусе не стал вращаться без люфта, но свободно.

Вместо шариков от подшипников 204 можно взять и от 203. Их шарики диаметром 7,14 мм устанавливают на вал с каждой стороны по девять штук. Зато канавки на валу требуется проточить радиусом 3,6 мм, оставив шейку на валу уже диаметром 15 мм.

Первый способ ремонта кареток велосипеда: I — вал; 2 — подшипники 60202 (80202); 3 — втулка; 4 — корпус каретки

Установка шатуна на вал через переходную втулку: 1 — вал; 2 — шатун; 3 — втулка; 4 — клин; 5 — шайба; 6 — гайка

Доработка вала кареткн по второму способу ремонта (в скобках указаны радиус канавки и диаметр шейки для шариков диаметром 7,14 мм из подшипников 203)

Отремонтированный кареточный узел в сборе: 1 — левый шатун; 2 — вал; 3 — контргайка; 4 — левая чашка; 5 — шарики из подшипников 204; 6 — корпус каретки; 7 — правая чашка; 8 — ведущая звездочка; 9 — правый шатун

Самодельные велосипеды, веломобиль своими руками